23 декабря 2024
 
Роспотребнадзор: О Всемирном дне прав потребителей
15.03.2023

Роспотребнадзор: О Всемирном дне прав потребителей

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Именно в этот день, в 1961 году, впервые было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя, а именно:

- право на информацию,

- право на безопасность,

- право на осознанный выбор,

- право быть услышанным.

Позже Всемирная организация потребителей (Consumers International — CI) дополнила их следующими правами:

- право на возмещение ущерба,

- право на потребительское образование,

- право на удовлетворение базовых потребностей,

- право на здоровую окружающую среду.

Впервые Всемирный день прав потребителей отмечался 15 марта 1983г. Спустя два года - 9 апреля 1985 г. - Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей.

С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

В России указанная дата широко стала отмечаться с 1994 г.

Особенностью этого праздника является то, что каждый год определяется единая для всего мира тематика. В этом году Всемирный день прав потребителей касается такой темы как «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».

Россия – сторона Парижского соглашения по климату. При этом российскую энергетику в целом отличает высокая доля экологически чистых источников энергии (39,3% – это низкоуглеродная электрогенерация, из них на АЭС приходится 19,7 %, ГЭС – 19,1%). Еще 47,7% электрической энергии вырабатывается на основе природного газа, выбросы углекислого газа от которого также крайне низкие.

Сегодня действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:

- энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений);

- энергетически чистый транспорт;

- чистое электроснабжение.

При этом защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Однако от нас зависит в кратчайший срок переход на экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией неэкологичных товаров. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.

В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 г. №1523-р, предусмотрено определением мероприятий по переходу на более экологичные виды топлива и по повышению энергоэффективности жилья. Основной задачей Стратегии, в части охраны окружающей среды, является снижение объема выбросов парниковых газов и энергетической эффективности.

Роспотребнадзором утвержден план мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей, предусматривающий освещение проблематики в СМИ, проведение информирования и консультирования граждан на личных приемах, а также в дистанционном формате, разъяснение актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказание практической помощи потребителям среди различных групп населения в контексте рационального потребления (здоровый рацион питания, органическая продукция, экологически чистая потребительская упаковка, энергосбережение в сфере ЖКХ).

Роспотребнадзор еще раз подтверждает, что готов оказывать необходимую консультационную и судебную помощь потребителям, столкнувшимся с нарушением своих прав. Специалисты службы ежедневно работают с обращениями граждан, осуществляют необходимые запросы исполнителям услуг, в целях выяснения объективных обстоятельств по предмету жалобы, бесплатно консультируют по возникшим вопросам, помогают готовить претензии и исковые заявления по особо сложным ситуациям.


  Версия для печати

  К списку статей  

Популярное в соцсетях


В контакте